Даём определение
– Эльмира Мукарьямовна, расскажите, пожалуйста, что это за особый вид головной боли на обезболивающие? Частая ли это ситуация в вашей практике?– Головную боль на обезболивающие правильно называть «лекарственно-индуцированная» или «медикаментозная» головная боль. Из названия сразу становится понятно, что такая боль индуцируется, иначе говоря, вызывается, лекарствами. Другое название этого страдания — абузусная головная боль. Произошло оно от английского слова «abuse», что означает «злоупотребление». И этот термин тоже не случаен, потому что подчеркивает, что не просто обезболивающие препараты, а их бесконтрольный прием становится виновником проблемы.
Да, лекарственно-индуцированная головная боль — частая причина обращения к врачам, особенно неврологам. Я в этом плане не исключение. Правда, сами пациенты редко приходят с жалобами на то, что у них голова болит от препаратов. Скорее это люди, у которых есть мигрень или головная боль напряжения, и они пришли к врачу с запросом поменять препараты, потому что прежние не помогают, и голова продолжает болеть. А уже в ходе беседы мы понимаем, что их головная боль – это осложнение частого и регулярного использования болеутоляющих средств.
Корень зла
– Есть ли какие-то препараты, на которые это осложнение встречается наиболее часто?– Абузусная или, как мы договорились, более правильно – лекарственно-индуцированная головная боль может развиться из-за чрезмерного употребления следующих групп препаратов:
1. Анальгетики. Как простые (в составе одно вещество), так и комбинированные (состоят из двух и более действующих веществ).
2. Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).
3. Препараты, содержащие эрготамин.
4. Лекарства, имеющие в составе кодеин и другие опиоидные анальгетики.
5. Триптаны.
6. Ацетилсалициловая кислота (аспирин) и др.
Как видите, препаратов много, но, повторюсь, не столько виноват сам препарат, как его неграмотное использование.
Важно!
Крайне нежелательно принимать простые анальгетики (в составе которых одно вещество) чаще ТРЕХ дней в неделю, а комбинированные (в составе несколько веществ) и триптаны — чаще ДВУХ дней в неделю.Причем, наиболее частые «виновники» абузуса — комбинированные анальгетики. К сожалению, людям часто проще прийти в аптеку и попросить у фармацевта «таблетку от головной боли». Крайне редко предложат триптан. Обычно в ход идут как раз комбинированные обезболивающие. Наверняка, и у вас они на слуху.
Человек начинает принимать их и запускает механизм абузуса. Особенно легко это происходит, если голова беспокоит часто. Ко мне приходят пациенты, которые из-за головной боли принимают таблетки каждый день! А иногда, даже по нескольку таблеток в день! Это тот случай, когда профилактировать проще, чем потом лечить. Запущенная абузусная головная боль тяжело и трудно поддается коррекции.
Разбираемся с симптомами
– Чем же отличается абузусная головная боль от головной боли напряжения или классической мигрени? По каким признакам ее можно заподозрить?– Тут важно пояснить, как она развивается. Мы можем проследить этот путь почти у каждого пациента с медикаментозной головной болью.
Как я уже сказала, в основе абузуса лежат доброкачественные головные боли — головные боли напряжения или мигрени. По опыту, чаще все-таки мигрени. Как правило, изначально они уже более тяжелые и серьезно нарушают качество жизни и работоспособность. Пока лекарственно-индуцированная головная боль не развилась, человек четко отмечает светлые промежутки – дни, когда голова у него не болела и необходимости пить обезболивающие не было. Причем сама головная боль, особенно при мигрени, может быть весьма интенсивной. Таким образом, «ощущение» собственной головы сильно различается в светлые промежутки и дни с головной болью.
Когда же дело касается абузуса, головные боли теряют свои первоначальные черты, становятся смазанными. Они беспокоят ежедневно! Возникают уже сразу после пробуждения и волнообразно меняют интенсивность в течение дня. Люди их описывают как умеренные, терпимые. По характеру – тупые, двусторонние, разлитые. Могут усиливаться на фоне физической или интеллектуальной нагрузки. Отмечаются также общая слабость, тревожность, раздражительность, снижение концентрации внимания и забывчивость.
Неужели это зависимость?
– Эльмира Мукарьямовна, я слышала, что абузусные головные боли сродни наркотической зависимости, только зависимым человек становится от лекарств. Так ли это?– Отчасти да. Об это нам говорит еще один немаловажный признак медикаментозной головной боли: со временем эффект от приема лекарств пропадает, он становится не таким явным, как раньше. Такая нечувствительность к препаратам из-за использования большого количества обезболивающих возникает потому, что организм начинает вырабатывать мало собственных противоболевых веществ. В итоге происходит учащение и утяжеление приступов головной боли.
В результате для снятия приступа головной боли привычной дозы обезболивающего не хватает. Приходится принимать несколько таблеток, порой разных. Но если попробовать обойтись без «виновного» препарата, то характерно резкое обострение болевого синдрома. Это заставляет человека снова принимать лекарство.
То же самое происходит при любой другой зависимости – рано или поздно, чтобы получить «эффект», человек вынужден увеличивать дозу виновного вещества, будь то наркотики или алкоголь, а если попытаться с них «слезть» – неминуемо начнется ломка.
Порочный круг
– Получается – это весьма серьезная проблема. А во многом мы сами виноваты в том, что она появляется.– Увы, да. Этому способствует сразу три важных фактора:
• Доступность медикаментов. Часто в аптеке многие препараты можно приобрести без рецепта, в том числе и обезболивающие.
• Самолечение. Не всегда есть возможность попасть на прием к врачу, который занимается диагностикой и терапией болей в лице, голове (цефалгологу).
• Страх боли и приступа. Любая, даже незначительная боль вынуждает человека принять обезболивающее. Если не контролировать количество принятых анальгетиков, то число их начинает расти.
Постоянное присутствие боли мешает работе, увлечениям, домашним делам. Страх возникновения приступа вынуждает принимать таблетки заранее, когда голова еще не болит или болит несильно. То есть профилактически. А это, в свою очередь, усиливает абузусную головную боль и требует на себя еще больше медикаментов. Порочный круг замыкается.
Пора на МРТ? Нет!
– Нужно ли проходить какое-то обследование для подтверждения диагноза лекарственно-индуцированной головной боли? Может быть, МРТ или КТ?– Лекарственно-индуцированные головные боли — диагноз клинический. На МРТ, КТ или УЗИ мы не планируем увидеть характерные изменения. Нейровизуализация, то есть то, что видно на снимках, потребуется лишь тогда, когда у врача возникнут какие-либо сомнения в диагнозе или он увидит «красные флаги».

А можно без врача?
– Что же нужно делать, если человек подозревает у себя абузусную головную боль? Можно ли избавиться от нее самостоятельно?– Лечить абузусные головные боли самостоятельно — плохая идея. Я настоятельно рекомендую делать это вместе с врачом. Поначалу мы не знаем точно, абузус ли это. А может, вторичная головная боль? Например, из-за гайморита или проблем с щитовидной железой. Тогда требуется выявить причину такой боли и воздействовать уже на нее.
Хотя у меня был такой случай. Молодой человек обратился с частыми (очень частыми) головными болями и, соответственно, очень частым использованием популярного препарата для лечения мигрени. Назначила профилактическую терапию с полной отменой препарата. На приеме всегда рассказываю про немедикаментозные варианты лечения. Они действительно помогают. И человек решил пойти именно по этому пути: отказался от привычного лекарства, нормализовал режим и сон, стал правильно питаться, а также на регулярной основе занялся спортом. Через 9 месяцев пришел повторно и сообщил, что имеет 1–2 приступа в месяц. Да, это работа, работа непростая и во многом самостоятельная. Но я считаю, что она того стоила.
Лечение в студию!
– Эльмира Мукарьямовна, мы с вами плавно подошли еще к одному важному вопросу: как же лечится абузусная головная боль?– В первую очередь, лечение подразумевает полную или частичную отмену «виновного» препарата. Потому что отказ от вызвавшего зависимость вещества — наиболее эффективный метод терапии. Параллельно проводим профилактическую медикаментозную терапию первичной головной боли, на основе которой сформировалась зависимость. Это может быть прием антидепрессантов, бета-блокаторов, моноклональных антител и т.д. Эффект выше при добавлении немедикаментозных методик – релаксационные техники, когнитивно-поведенческая терапия и медитации.
Очень важно вести учет принятых обезболивающих и принимать их только по назначению врача и под его контролем! Но даже при выполнении всех рекомендаций ожидать быстрого эффекта не приходится. Лечение абузусной головной боли может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Полезные советы
– Я четко поняла, что абузусную боль куда проще профилактировать, чем лечить. Что же можно сделать, когда голова болит, но подсесть на обезболивающие желания нет?– Совершенно верно. Абузус проще не допустить, чем потом с ним бороться. С одной стороны, терпеть боль нельзя. Что же делать, чтобы не возникло привыкание к таблеткам?
При развитии приступа сначала пытаемся справиться без них. Могут помочь отдых, прогулка, легкая гимнастика, дыхательные техники, прием жидкости. Но если эти методики не приносят облегчение, а интенсивность страдания нарастает, не ждем пика. Принимаем эффективный обезболивающий препарат, назначенный врачом.
Обязательно ведем дневник головной боли для учета болеутоляющих. Заметили, что в течение месяца 10 дней и больше используете анальгетики – планируйте визит к цефалгологу. Вероятно, вам необходимо назначение профилактической терапии.
Болят суставы. Тоже терпеть?
– А бывает так, что абузусная головная боль возникает на частый прием обезболивающих по другой причине, не от мигрени или головной боли напряжения? Например, если у человека аутоиммунное заболевание и у него болят суставы? Если да, есть ли какие-то способы уменьшить риск ее возникновения?– Это очень хороший вопрос, что делать человеку, если по сопутствующему заболеванию он вынужден принимать препараты, допустим, группы НПВС (диклофенак, ибупрофен, нимесулид, кеторол и т.д.) на постоянной основе.
Во-первых, в таких ситуациях не применяются препараты, в составе которых несколько веществ. Как мы помним, они – главные виновники абузуса. Таблетки с одним действующим веществом реже вызывают лекарственно-индуцированные головные боли.
Во-вторых, у человека должны сложиться оба вида боли, например, мигрень и суставная боль на ревматоидный артрит. Это не частая комбинация.
В-третьих, заметила, что даже при совпадении этих факторов медикаментозная головная боль обычно не развивается.
И напоследок…
– Эльмира Мукарьямовна, благодарю вас за интереснейшую беседу. Может быть, у вас есть еще какие-то пожелания или напутствия нашим читателям?– В своей практике я вижу разные случаи. Мы все разные: с разными характерами, разными темпераментами, разным отношением к жизни и живем мы в разных обстоятельствах. Кто-то старательно идет по непростому пути. Да, он долгий и трудный – порой год и больше длится лечение. Чаще удается его преодолеть. Но кто-то срывается. Через 2–3 дня пишут, что не могут без таблеток. Ведь им нужно работать, платить по ипотеке, кредиту, и возвращаются к бесконтрольному приему анальгетиков.
Но обиднее всего за тех, кто прошел путь до конца, избавился от кучи обезболивающих, сократил количество приступов, но рано отменил профилактику, и снова возвратился к точке А. Поэтому нужно понимать, что врач не может решить все вопросы за нас. Нужна обоюдная работа и ответственность. Только тогда можно ждать хороший результат. «Волшебной таблетки» в данной ситуации нет и быть не может.