Всё дело в длине
– Яков Сергеевич, есть ли в нервной системе какие-то отделы или структуры, которые особенно подвержены негативному влиянию лекарственных препаратов? Почему?– Да, есть. Как и во многих других случаях, не только тех, которые касаются токсического действия лекарств, наиболее уязвимы большие полушария головного мозга и нервы, которые идут от спинного мозга к конечностям. Мы называем их «периферическими». Особенно сильно негативному воздействию подвержены самые длинные их волокна, которые направляются к кончикам пальцев ног и рук. Периферические нервы – это отростки нервных клеток (нейронов), которые сами находятся в спинном мозге. Такие отростки называются аксонами. Их длина может достигать у человека до 1,5 метров!
Высокая чувствительность полушарий головного мозга и периферических нервов объясняется сразу несколькими факторами. Дело в том, что в полушариях головного мозга происходят наиболее интенсивные и сложные процессы обмена веществ, которые очень легко нарушить. А длинные нервные волокна уязвимы из-за своей длины – чтобы обеспечить исправную работу такой протяженной структуры, нужно снабдить каждый ее миллиметр достаточным количеством питательных веществ и кислорода, а также бесперебойно удалять токсические продукты обмена.
Просто о важном
- В качестве аналогии вот такой пример: в дальних деревнях нашей большой страны с обеспечением все весьма трудно по известным причинам: большие расстояния и плохие дороги. А это значит, что уровень благополучия в них значительно ниже, чем в крупных развитых городах. Вот и в нашем организме похожая ситуация: пока питательные вещества идут свой путь от тела нервной клетки (которое находится в позвоночном канале) до конечной точки, скажем, на кончике мизинца, может произойти что угодно.Опасный список
– Какие группы препаратов потенциально могут оказать негативное воздействие на нервную систему? Можете ли вы назвать лекарства, на которые поражения нервной системы встречаются чаще всего?– Знаете, мне не хочется вызывать какой-то негатив к лекарствам, но должен сказать, что таких препаратов весьма много: это антидепрессанты (прежде всего трициклические), ряд противотуберкулезных и противоэпилептических препаратов, противорвотные лекарства, антипсихотические, антихолинергические препараты.
Важно понимать!
- Однако по итогу хочу сказать вот что: да, эти лекарства могут оказывать негативное влияние на нервную систему, но это хорошие и нужные препараты. Назначенные по показаниям, они значительно чаще приносят пользу, чем вред. Просто знание того, что они могут отрицательно сказаться на работе головного мозга, помогает быстро распознать проблему и решить ее.Мой мозг – моя крепость
– Есть ли у мозга какие-то механизмы защиты против токсического действия препаратов? Что может эту защиту поддержать, а что нарушить? Как подстраховаться от негативного влияния лекарств?– Да, такой механизм существует. Это гематоэнцефалический барьер. Он состоит из нескольких слоев: особым образом организованной стенки кровеносных сосудов и сторожевых клеток мозга – астроцитов. Таким образом, на пути в мозг всего, что находится в крови, стоит что-то вроде высокоточного фильтра.
Гематоэнцефалический барьер весьма избирательно пропускает различные вещества к нервным клеткам головного мозга и обратно. Например, через него достаточно свободно проходят мелкие молекулы глюкозы, аминокислот, жирных кислот, витаминов и других биологически активных веществ, а вот для высокомолекулярных соединений, по типу некоторых гормонов, антител, вирусов, бактерий, проникнуть в мозг будет настоящей проблемой. Это помогает защитить чувствительную и крайне важную для работы организма нервную ткань от находящихся в крови микроорганизмов, антител, токсинов.
Конкретных методов для укрепления гематоэнцефалического барьера, которые можно было бы применить на практике, нет. Так что остается просто беречь его от повреждающих факторов, которыми являются:
• высокое артериальное давление,
• черепно-мозговые травмы,
• острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты),
• воспалительные заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты),
• опухоли головного мозга,
• длительное воздействие микроволнового излучения и радиации.
Кстати, на практике мы чаще сталкиваемся с противоположенной проблемой: не как защитить мозг от лекарств, а, наоборот, как преодолеть гематоэнцефалический барьер, чтобы нужные мозгу лекарства достигли нервных клеток. Например, необходимый при болезни Паркинсона дофамин не проникает через гематоэнцефалический барьер, поэтому ученые создали молекулу-предшественницу L-дофа, которая его преодолевает. Таких примеров очень много.
Пройдемся по симптомам
– На какие симптомы со стороны нервной системы нужно обратить внимание, если принимаешь препарат, который потенциально может вызвать какие-то нарушения?– Таких симптомов довольно много, поэтому давайте разделим их по группам.
1. Симптомы поражения периферической нервной системы, тех самых длинных нервов, которые идут от спинного мозга к рукам и ногам:
• онемение;
• снижение чувствительности конечностей к прикосновениям и боли, ощущения тепла и холода;
• ощущение «мурашек» и жжения в конечностях;
• простреливающие боли, «удары током» в конечностях.
Проблемы обычно начинаются с пальцев кистей и стоп и при прогрессировании поражения нерва постепенно поднимаются выше и выше по конечности.
2. Когнитивные нарушения – это расстройство высшей нервной деятельности, к которой способен человек. Оно может проявляться:
• потерей памяти;
• снижением внимания и способности его концентрировать;
• разнообразными нарушениями в поведении;
• проблемами ориентации во времени и пространстве.
3. Судорожные (эпилептические) приступы с потерей сознания или без него.
В любом случае, вне зависимости от того, появились ли эти симптомы у вас на фоне лечения каким-то препаратом или без, это повод посетить врача-невролога. Такие проявления свойственны многим заболеваниям нервной системы, не только тем, которые возникают из-за токсического действия лекарств.
А можем ли предвидеть?
–Яков Сергеевич, но почему у одних людей возникает тяжелая неврологическая реакция на какой-то препарат, а у других нет?– К сожалению, такая реакция совершенно непредсказуема. Примерно, как с аллергией: мы не знаем, на что у человека аллергия, пока он не встретится с аллергеном или мы не возьмем у него специфический анализ. Скорее всего, это определяется генетикой.
Крайне редко в отдельных клинических случаях такую реакцию можно предсказать и предотвратить. Приведу пример.
Есть такое заболевание – рассеянный склероз. При нем иммунная система «восстает» против собственных нервных клеток и уничтожает их. Еще важную роль играет инфицирование вирусом JC – вирусом Джона Каннингема. С этим вирусом сталкивается большинство из нас еще в детстве. Он остается в организме пожизненно и находится в спящем состоянии в почках и других органах и тканях. Но при определенных условиях, например, при резком ослаблении иммунитета, вирус может активироваться и атаковать нервные клетки. Так вот, комбо из рассеянного склероза и инфицирования вирусом JC приводит к тому, что при назначении популярного и эффективного препарата для лечения рассеянного склероза вместо ремиссии болезни может возникнуть тяжелое поражение нервной системы – лейкоэнцефалопатия. Врачи знают об этом и тестируют пациентов на вирус JC прежде, чем начать лечение.
Еще мы можем весьма приблизительно прогнозировать вероятности возникновения неврологических проблем в отношении когнитивных нарушений. Делается это на основании шкал антихолинергической нагрузки. Они весьма многочисленны и сложны, поэтому должны применяться только врачами.
Индивидуальный подход
– Наверняка бывают случаи, когда неврологические осложнения от приема лекарства есть, но препарат бросать нельзя. Например, в случае лечения онкологии. Есть ли способы нивелировать негативное действие препарата на нервную систему?– Такие возможности есть, но они не всегда применимы. Для улучшения состояния периферической нервной системы одновременно с основным лекарством можно использовать, например, альфа-липоевую кислоту, витамины группы В. Однако безопасность применения последних при онкологических заболеваниях под большим вопросом. Я бы сказал, что тут та ситуация, для которой нет универсального рецепта. Каждый случай рассматривается отдельно. И для каждого такого пациента мы стараемся подобрать баланс, чтобы польза все-таки перевешивала вред.
Всё может восстановиться!
– Часто ли вызванные лекарственными препаратами неврологические нарушения оказываются необратимы? Или чаще они проходят после отмены препарата?– Обычно симптомы рано или поздно проходят полностью или почти полностью, если перестает действовать провоцирующий фактор. Применительно к нашей теме – лекарственный препарат. Однако в случае тяжелых энцефалопатий, вызванных, в частности, применением некоторых препаратов, могут сохраняться выраженные инвалидизирующие нарушения или даже развиться летальный исход. Но это бывает крайне редко.
И напоследок…
– Яков Сергеевич, может быть, у вас есть еще какие-то мысли по поводу этой интересной темы или какие-то пожелания нашим читателям?– Головной мозг – одна из главных научных загадок современности. Столько лет человечество знает о его существовании, но вот понять до конца работу этой сложнейшей структуры нам пока не удается. Знаем мы про мозг многое, но не знаем мы еще больше. Поэтому все, что касается его взаимодействий с лекарствами для нас тоже пока terra incognita, и как на него подействует данный конкретный препарат в данном конкретном случае, мы предсказать, к сожалению, не можем. Те же противогельминтные препараты люди принимают уже несколько десятилетий, можно сказать, налево и направо, и обычно без назначения врача, боясь глистов (которых у них и нет скорее всего). У большинства ничем плохим это не оборачивается, но у некоторых возникает тяжелое инвалидизирующее заболевание. Да, это бывает редко, но вероятность побочных реакций, в том числе тяжелых, в том числе и неврологических, никогда не равна нулю. Поэтому любой препарат нужно принимать по необходимости (как говорят медики, по показаниям) и крайне желательно – по назначению врача. Всегда помните об этом и не занимайтесь самолечением.